Поведенческие индикаторы, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- наличие особенных сексуальных знаний, не характерных для данного возраста;
- ярко выраженные сексуальные игры;
- голые люди в рисунках, рассказы типа «Ночью ко мне приходит чудовище, до меня дотрагивается»,«Я видел, как у дяди лилось молоко» и т.д.;
- спонтанные, неожиданные сексуальные выражения отношений или поведения;
- чрезмерная стимуляция гениталий;
- имитация полового акта с другими детьми;
- сексуальный интерес к животным;
- сексуализированные поцелуи;
- поиск сексуального контекста в обычных бытовых ситуациях (сексуально озабоченные дети);
- навязчивое сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии; раздевание);
- спутанные представления о физических границах (чрезмерное дистанцирование от близких людей, привязанность к незнакомым);
- неожиданная перемена чувств к близким людям («я ненавижу дядю Васю!»)
Поведенческие индикаторы, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, у детей 10 лет и старше:
- нарушения с на (кошмары,бессонница), вызванные неожиданным испугом;
- чрезмерная боязливость, различные проявления страха:
- навязчивый страх перед какими-то людьми (боится мужчин);
- страх оставаться одному, посещать кружок;
- страх возвращаться домой;
- страх перед реальными или воображаемыми объектами или людьми (чудовища, маски);
- факты, свидетельствующие о том, что между ребенком и каким-то человеком существуют необычные скрытые отношения, которые могут сопровождаться назначением встречи, заманиванием, подарками;
Саморазрушающее поведение:
- злоупотребление алкоголем, психоактивными, токсическими веществами;
- проституция, беспорядочные половые связи;
- самоповреждения;
- угроза суицида, суицидальные попытки;
- потребность в самонаказании;
- отказ от еды;
- побеги из дома;
Ярко выраженные перемены в поведении:
- протест, агрессия, трудности во взаимоотношениях с другими детьми, или наоборот:
- покорливость, пассивность;
- ассоциальное поведение;
- навязчивая ложь;
- спутанные представления о себе;
- диссоциация;
- недоверие ко взрослым, похожим на насильника;
- навязчивая личная гигиена:
- чрезмерная личная гигиена либо регресс гигиенических навыков;
- нарушение обучения (может проявляться отсрочено в более поздний период);
- регресс до инфантильного поведения (энурез, сосание пальца, сильный беспрестанный плач, несвязанный с какими-либо событиями);
- псевдовзрослое поведение;
- нарушение привязанности (холодность, чрезмерная привязанность);
- нарушение в эмоциональной сфере:
- частые проявления немотивированного раздражения;
- хроническая депрессия;
- тревожность, фобии;
- неряшливость (мешковатая одежда, одежда не по сезону (больше одежды); уход в мечты;
- подчеркивание своего чрезмерного места в семье: «Мой отец называет меня любимой дочкой. Могу получить от него все, что захочу»;
Физические признаки,
свидетельствующие о возможном сексуальном насилии:
- беременность;
- вагинальные инфекции;
- телесные повреждения;
- разорванное белье, кровавые пятна;
- боль,зуд половых органов, горла;
- трудности с глотанием, боль во время мочеиспускания идефекации;
- повторяющиеся физические недомогания без видимых соматических причин
- (частые боли живота, постоянные боли горла,тошнота);
- расстройства питания: отказ от приема пищи или наоборот постоянное жевание;
Сообщения о насилии могут быть:
- прямые (взрослым, учителям);
- непрямые (друзьям, с надеждой, что о никому-нибудь скажут);
- завуалированные «Я знаю одного человека,который...»