Организация сопровождения
детей в замещающих семьях, детских домах семейного типа (далее - ДДСТ).
Сопровождение детей, воспитывающихся в приемных семьях, ДДСТ, осуществляется учреждениями образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, социально-педагогическим центром, органом опеки и попечительства.
Ситуация в замещающих семьях, положение приемного ребенка изучается и оценивается во время посещений семей по месту жительства, в ходе бесед с приемными родителями, родителями – воспитателями, приемными детьми, родными детьми, педагогами учреждений образования, другими заинтересованными лицами, диагностику родителей и детей в приемных семьях, ДДСТ, анализ личных дел воспитанников приемных семей по месту учебы.
Специалисты отслеживают:
- условия содержания, воспитания и образования ребенка
- адаптацию ребенка и семьи друг к другу
- адаптацию ребенка в школе
- внутрисемейные отношения
- эмоциональное состояние детей (в том числе родных)
- эмоциональное состояние родителей
- отношения приемного ребенка с одноклассниками
- психологический климат в семье
Методики, применяемые для изучения ситуации в замещающей семье
1. проективные методики:
- «Рисунок семьи»
- «Семья животных»
- «Семья в образах животных»
- «Несуществующее животное» (в модификации А.Л.Венгера)
- «Мой класс»
2. опросники:
- «Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис)
- «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис)
- «Родителей оценивают дети» (И.А.Фурманов, А.А.Аладьин)
- «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.)
- «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене и Д.Антони)
3. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (в модификации и адаптации Собчик Л.Н.);
4. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» для подросткового и юношеского возраста (Волкова Е.Н.);
5. Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н.);
6. Интеративный тест тревожности (НИПНИ им. В.Бехтерева).
Памятка по оценке условий проживания и воспитания приемного ребенка
1. Приемный ребенок должен иметь отдельное место для сна, занятий, игр, место для хранения личных вещей и школьных принадлежностей
2. Приемный родитель не имеет права пользоваться без разрешения личными вещами ребенка либо отбирать их у него, кроме случаев, когда эти вещи представляют опасность для жизни и здоровья ребенка
3. Помещение, в котором проживает приемный ребенок, должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам (иметь необходимый уровень освещения, влажности, температурный режим, содержаться в чистоте и порядке)
4. Не допускается проживание ребенка в тесных, непроветриваемых помещениях, не имеющих окон либо не освещенных должным образом, а также в помещениях, являющихся проходными
5. Приемный ребенок должен свободно перемещаться по всему жилому строению
6.Не допускается использование предметов и препаратов, представляющих повышенную опасность (испорченные электроприборы и электроустройства, лекарственные препараты, химические вещества, инструменты, детали с острыми углами и т.п.), в месте проживания приемного ребенка
7. Не допускается совместное проживание в одной комнате разнополых детей, независимо от родственных связей, разницы в возрасте, особенно в подростковом возрасте
8. Для выполнения уроков приемный ребенок должен иметь письменный стол с настольной электролампой и другие необходимые письменно-канцелярские принадлежности
9. Приемный ребенок имеет право приглашать в гости своих друзей, если его поведение и поведение его друзей соответствуют общепринятым нормам поведения
10. Запрещается привлекать приемного ребенка к выполнению трудовой деятельности, связанной с тяжелыми физическими нагрузками
11. Необходимо регламентировать круг обязанностей по дому, которые приемный ребенок должен выполнять ежедневно (уборка постели, уборка своей комнаты, помощь в хозяйстве и т.д.)
12. Приемный ребенок должен быть ознакомлен с организацией жизни в семье, знать, что можно, а что нельзя
13. Приемный ребенок должен иметь свободный доступ к продуктам питания, средствам массовой информации, телефону
14. В качестве наказания не допускается ухудшение условий проживания ребенка
15 Не допускается такая организация проживания ребенка в приемной семье, которая соответствует более низкому уровню, нежели организация жизни собственных детей.
Критерии оценки адаптации ребенка в семье
1. преобладание положительных эмоций
2. позитивное отношение к приемной семье, доверие к ее членам
3. адекватное восприятие просьб и предъявляемых требований
4. адекватное отношение к биологической семье, собственной истории, адекватная оценка своего положения в приемной семье
5. принятие норм и правил, существующих в семье
6. интерес к происходящему в семье, активное участие в жизни семьи
Критерии оценки адаптации семьи к ребенку
1. преобладание положительного эмоционального фона
2. адекватное восприятие поведения ребенка
3. понимание проблем приемного ребенка и собственных проблем
4. достаточное внимание и родным, и приемным детям
Критерии оценки психологического климата в приемной семье
1. доброжелательное отношение членов семьи друг к другу
2. чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности
3. ответственность членов семьи друг за друга
4. стремление проводить свободное время в домашнем кругу, вместе выполнять домашнюю работу.
Работа педагога-психолога с приемными детьми
Наиболее типичными проблемами детей, воспитывающимся в приемной семье являются последствия эмоциональной депривации, сложности социализации в новых условиях, проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отсутствие коммуникативных навыков и т.д. Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отверженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими и т.п., цель подобного поведения- привлечь к себе внимание.
От педагога-психолога при работе с данной категорией детей требуется умение расположить к себе ребенка, войти к нему в доверие, умение слушать и слышать, быть для него не только педагогом, но и другом, который всегда выслушает, поймет и поддержит.
Реабилитация детей осуществляется согласно полученным результатам диагностики и составленного индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. Реабилитационная работа может проводиться в двух вариантах: психотерапевтическая и социально-психолого-педагогическая. В учреждениях образования больше внимания уделяют второму варианту.
Социально-психолого-педагогическая работа призвана корректировать, прежде всего, те ценности, поведение черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию учащегося (воспитанника) и может осуществляться через:
-работу с социальным окружением ребенка;
-работу с социально-психологическим статусом через референтную группу;
-работу по формированию для ребенка адекватной референтной группы;
-привлечение ребенка и его родителей к участию в заседаниях клубных объединений;
-консультативную и просветительскую работу с ребенком и его родителями и др.
В случае, если возникают сложности с адаптацией приемного ребенка СППС учреждения образования в обязательном порядке информирует специалистов отдела образования, ГУО «Ельский районный СПЦ» для организации дополнительной помощи замещающей семье в адаптации приемного ребенка.
После проведения совместных профилактических мероприятий со стороны всех заинтересованных учреждений и организаций, при отсутствии положительного результата будет решаться вопрос о дальнейшем жизнеустройстве ребенка в установленном порядке.
Взаимодействие учреждений образования в работе с замещающими родителями.
Сотрудничество педагогов СППС учреждений образования в работе с замещающими семьями должно быть одним из обязательных шагов в этом направлении.
В случаях:
-перехода несовершеннолетнего из дошкольного учреждения в учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования;
-перехода из одного учреждения образования в другое;
-перемены места жительства семьи несовершеннолетнего;
педагоги СППС учреждения образования обязаны подготовить информацию для уведомления и передать ее педагогам СППС того учреждения, куда переходит ребенок для дальнейшего обучения.
Методист
ГУ «Ельский районный учебно-методисческий кабинет»
Кузнецова Анжела Игоревна
4-28-89
Директор
ГУО «Ельский районный социально-педагогический центр»
Шульга Марина Александровна
4-59-75
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГУО «Ельский районный социально-педагогический центр»
Махонько Елена Викторовна
4 -59-06