Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей

Дата: 17 февраля 2020 в 09:03, Обновлено 2 марта 2023 в 12:47
Автор: Шульга М. А.

Организация сопровождения

детей в замещающих семьях, детских домах семейного типа (далее - ДДСТ).

       Сопровождение детей, воспитывающихся в приемных семьях, ДДСТ, осуществляется учреждениями образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, социально-педагогическим центром, органом опеки и попечительства.

         Ситуация в замещающих семьях, положение приемного ребенка   изучается и оценивается во время посещений семей по месту жительства, в ходе бесед с приемными родителями, родителями – воспитателями, приемными детьми, родными детьми, педагогами учреждений образования, другими заинтересованными лицами, диагностику родителей и детей в приемных семьях, ДДСТ, анализ личных дел воспитанников приемных семей по месту учебы.

Специалисты отслеживают:

- условия содержания, воспитания и образования ребенка

- адаптацию ребенка и семьи друг к другу

- адаптацию ребенка в школе

- внутрисемейные отношения

- эмоциональное состояние детей (в том числе родных)

- эмоциональное состояние родителей

- отношения приемного ребенка с одноклассниками

- психологический климат в семье

Методики, применяемые для изучения ситуации в замещающей семье

1.     проективные методики:

- «Рисунок семьи» 

- «Семья животных» 

- «Семья в образах животных» 

- «Несуществующее животное» (в модификации А.Л.Венгера) 

- «Мой класс»

2.     опросники:

- «Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис) 

- «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис) 

- «Родителей оценивают дети» (И.А.Фурманов, А.А.Аладьин) 

- «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.) 

- «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е.Бене и Д.Антони) 

3. Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (в модификации и адаптации Собчик Л.Н.);

4. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» для подросткового и юношеского возраста (Волкова Е.Н.);

5.  Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н.);

6.  Интеративный тест тревожности (НИПНИ им. В.Бехтерева).

Памятка по оценке условий проживания и воспитания приемного ребенка

1. Приемный ребенок должен иметь отдельное место для сна, занятий, игр, место для хранения личных вещей и школьных принадлежностей

2. Приемный родитель не имеет права пользоваться без разрешения личными вещами ребенка либо отбирать их у него, кроме случаев, когда эти вещи представляют опасность для жизни и здоровья ребенка

3. Помещение, в котором проживает приемный ребенок, должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам (иметь необходимый уровень освещения, влажности, температурный режим, содержаться в чистоте и порядке)

4. Не допускается проживание ребенка в тесных, непроветриваемых помещениях, не имеющих окон либо не освещенных должным образом, а также в помещениях, являющихся проходными

5. Приемный ребенок должен свободно перемещаться по всему жилому строению

6.Не допускается использование предметов и препаратов, представляющих повышенную опасность (испорченные электроприборы и электроустройства, лекарственные препараты, химические вещества, инструменты, детали с острыми углами и т.п.), в месте проживания приемного ребенка

7. Не допускается совместное проживание в одной комнате разнополых детей, независимо от родственных связей, разницы в возрасте, особенно в подростковом возрасте

8.  Для выполнения уроков приемный ребенок должен иметь письменный стол с настольной электролампой и другие необходимые письменно-канцелярские принадлежности

9. Приемный ребенок имеет право приглашать в гости своих друзей, если его поведение и поведение его друзей соответствуют общепринятым нормам поведения

10. Запрещается привлекать приемного ребенка к выполнению трудовой деятельности, связанной с тяжелыми физическими нагрузками

11. Необходимо регламентировать круг обязанностей по дому, которые приемный ребенок должен выполнять ежедневно (уборка постели, уборка своей комнаты, помощь в хозяйстве и т.д.)

12. Приемный ребенок должен быть ознакомлен с организацией жизни в семье, знать, что можно, а что нельзя

13. Приемный ребенок должен иметь свободный доступ к продуктам питания, средствам массовой информации, телефону

14. В качестве наказания не допускается ухудшение условий проживания ребенка

15  Не допускается такая организация проживания ребенка в приемной семье, которая соответствует более низкому уровню, нежели организация жизни собственных детей.

Критерии оценки адаптации  ребенка в семье

1.  преобладание положительных эмоций

2.  позитивное отношение к приемной семье, доверие к ее членам

3.  адекватное восприятие просьб  и предъявляемых требований

4. адекватное отношение к биологической семье, собственной истории, адекватная оценка своего положения  в приемной семье

5.  принятие норм и правил, существующих в семье

6.  интерес к происходящему в семье, активное участие в жизни семьи                                                

Критерии оценки адаптации семьи к ребенку

1.     преобладание положительного эмоционального фона

2.     адекватное восприятие поведения ребенка

3.     понимание проблем приемного ребенка и собственных проблем

4.     достаточное внимание и родным, и приемным детям

Критерии оценки психологического климата в приемной семье

1.     доброжелательное отношение членов семьи друг к другу

2.     чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности

3.     ответственность членов семьи друг за друга

4.    стремление проводить свободное время в домашнем кругу, вместе выполнять домашнюю работу.

Работа педагога-психолога с приемными детьми

    Наиболее типичными проблемами детей, воспитывающимся в приемной семье являются последствия эмоциональной депривации, сложности социализации в новых условиях, проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, отсутствие коммуникативных навыков и т.д.  Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отверженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими и т.п., цель подобного поведения- привлечь к себе внимание.

        От педагога-психолога при работе с данной категорией детей требуется умение расположить к себе ребенка, войти к нему в доверие, умение слушать и слышать, быть для него не только педагогом, но и другом, который всегда выслушает, поймет и поддержит.

   Реабилитация детей осуществляется согласно полученным результатам диагностики и составленного индивидуального плана помощи несовершеннолетнему. Реабилитационная работа может проводиться в двух вариантах: психотерапевтическая и социально-психолого-педагогическая. В учреждениях образования больше внимания уделяют второму варианту. 

      Социально-психолого-педагогическая работа призвана корректировать, прежде всего, те ценности, поведение черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию учащегося (воспитанника) и может осуществляться через:

-работу с социальным окружением ребенка;

-работу с социально-психологическим статусом через референтную группу;

-работу по формированию для ребенка адекватной референтной группы;

-привлечение ребенка и его родителей к участию в заседаниях клубных объединений;

-консультативную и просветительскую работу с ребенком и его родителями и др.

     В случае, если возникают сложности с адаптацией приемного ребенка СППС учреждения образования в обязательном порядке информирует специалистов отдела образования, ГУО «Ельский районный СПЦ» для организации дополнительной помощи замещающей семье в адаптации приемного ребенка.

          После проведения совместных профилактических мероприятий со стороны всех заинтересованных учреждений и организаций, при отсутствии положительного результата будет решаться вопрос о дальнейшем жизнеустройстве ребенка в установленном порядке.

Взаимодействие учреждений образования в работе с замещающими родителями. 

Сотрудничество педагогов СППС учреждений образования в работе с замещающими семьями должно быть одним из обязательных шагов в этом направлении.     

В случаях:

-перехода несовершеннолетнего из дошкольного учреждения в учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования;

-перехода из одного учреждения образования в другое;

-перемены места жительства семьи несовершеннолетнего;

педагоги СППС учреждения образования обязаны подготовить информацию для уведомления и передать ее педагогам СППС того учреждения, куда переходит ребенок для дальнейшего обучения.

Методист 

ГУ «Ельский районный учебно-методисческий кабинет»

Кузнецова Анжела Игоревна

4-28-89

Директор 

ГУО «Ельский районный социально-педагогический центр»

Шульга Марина Александровна

4-59-75

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГУО «Ельский районный социально-педагогический центр»

Махонько Елена Викторовна 

4 -59-06

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.