ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
ЧТО СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА?
Положительные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека
Устойчивое позитивное отношение к жизни
Вариативность субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций
Высокий уровень социализации личности;
Забота о собственном здоровье
Стремление к саморазвитию
Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности
Способность преодолевать кризисные ситуации
Представления о неиспользованных жизненных возможностях.
Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:
сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе;
принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций;
обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства)
информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом
Что может насторожить педагога:
• заявления ребенка о желании уйти из жизни;
• если в разговорах, рисунках и письмах ребенка проявляется озабоченность смертью;
• если ребенок раздаривает свои личные вещи;
• отдаление ребенка от семьи и друзей;
• агрессивное или враждебное поведение;
• побеги из дома;
• опасное поведение (например, неразборчивость в сексуальных взаимоотношениях);
• неуважительное отношение к собственной внешности;
• резкое изменение характера (например, ребенок был очень активным и неожиданно стал тихим).
Признаками суицидального поведения могут быть
1. Изменения в сфере межличностных отношений
2. Изменения стереотипов поведения
3. Характерные высказывания
4. Изменение физического состояния
5. Изменения эмоционального фона (депрессия)
Признаки депрессии:
• потеря интереса к деятельности, которая раньше доставляла удовольствие;
• изменения режима питания и режима сна;
• ребенку трудно думать и трудно сконцентрироваться;
• ребенок постоянно жалуется на скуку;
• при отсутствии проблем с физическим здоровьем ребенок постоянно жалуется на головные боли, на боли в желудке и на усталость;
• ребенок постоянно страдает от чувства вины и не разрешает никому себя хвалить.
ЧТО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ
-Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком
- Будьте внимательным слушателем
- Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
- Помогите определить источник психического дискомфорта.
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.
Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами.
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
- Знать особенности развития и воспитания личности детей в разные возрастные периоды.
- Владеть приёмами эффективной коммуникации.
- Иметь навыки наблюдения.
- Уметь оказать психологическую поддержку.
г.Ельск, ул. 9 Мая, д.53
тел: 4 28 89, 4 59 75, 4 59 06